Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов».

Формирование исторической памяти, интереса к современной истории России - это задача не только школы, но и государственных и научных институтов, общественных организаций, музеев, т.к. именно гуманитарные дисциплины формируют систему общественных координат, являются прививкой от нигилизма в отношении собственного прошлого, а значит настоящего и будущего.

Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся» разработан на основе информационного потенциала единственной в стране крупной музейной экспозиции, являющейся по сути «живой» хрестоматией по новейшей истории (включает документальную хронику, 1 469 подлинных экспонатов, 10 500 экспонатов в электронном виде, а также 14 интерактивных образовательных программ со встроенной системой проверки знаний).

В ситуации, когда у большинства педагогов отсутствуют дополнительные информационные ресурсы для преподавания новейшей истории России, проект предоставляет им широкий доступ к наглядным материалам по этому непростому и насыщенному событиями периоду.

Помимо уникальных подлинных экспонатов (реликвии с церемоний инаугурации первого и единственного Президента СССР М. С. Горбачева и первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, фрагменты баррикад и личных вещи защитников Белого дома в 1991 году, свеча из зала заседаний чрезвычайного съезда народных депутатов в 1993 году, простыня с надписью кровью «Не стреляйте в нас!», которую вывесили в окне заложники в Буденновске, личные вещи народного депутата СССР Г. В. Старовойтовой, председателей Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина и Е. М. Примакова и т.д.), в образовательном процессе будет использоваться уникальная документальная хроника, аудио- и видеозаписи. Например, интервью командующего Черноморским флотом адмирала И.В. Касатонова о том, как удалось сохранить Черноморский флот в составе России. Все эти средства позволят «оживить историю», дать всестороннее, объективное и аргументированное представление о важнейших событиях новейшей истории России, сделают уроки истории и обществознания более насыщенными и интересными.

При реализации образовательного проекта «История современной России. Учим и учимся» используются разработанные в рамках социально значимого проекта «Россия сегодня» (грант Президента Российской Федерации) мультимедийные образовательные программы по следующим основным направлениям:

В определении тематик данных программ и содержательного наполнения контента приняли участие:

  • ГАЙДА Федор Александрович - д.и.н., доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
  • ЖУРАВЛЕВ Сергей Владимирович - Д.и.н., зам.директора по научной работе Института Российской истории РАН.
  • МАЛЫШЕВА Елена Петровна Декан факультета архивного дела, руководитель Учебно-научного центра «Новая Россия. История постсоветской России».
  • ПАНКИН Павел Павлович - Заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ СОШ № 1741 города Москвы.

Уникальность разработанных программ и их востребованность для организации образовательного процесса изучения новейшего периода истории России подтверждается представленными письмами поддержки от Совета Федерации РФ, Российского государственного гуманитарного университета, Городского методического центра Департамента образования г. Москвы.

Проект включает проведение на базе Государственного центрального музея современной истории России семинаров для учителей истории и обществознания.

Разработка методик, организация и проведение в рамках реализации проекта обучающих семинаров будет осуществляться в тесном сотрудничестве с Городским методическим центром Департамента образования г. Москвы.

Содержание семинарских занятий:

- Вступительная лекция: Использование музейных образовательных технологий при подготовке и проведении уроков по новейшей истории России с 1985 г. по настоящее время.

- Методическая экскурсия по музейной экспозиции.

- Практические занятия: Методика использования содержательного контента мультимедийных образовательных программ, в том числе аудио-видео хроники, тестовых заданий в образовательном процессе.

- Ознакомление с разработанными методиками на основе материалов экспозиции по новейшей истории России.

- Подготовка материалов рабочей тетради для использования на уроках истории. Рабочая тетрадь включает в себя разнообразные по форме и уровню сложности задания для учащихся, выполненные в тестовой форме и проиллюстрированные изображениями музейных экспонатов. Выполняя задания, учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки. С тетрадью можно будет работать как на уроке, так и дома.

В реализации проекта и апробации разработанных методик примут участие представители образовательных учреждений регионов ЦФО, находящихся в ближайшей транспортной доступности от Москвы.

В мероприятиях проекта примут участие не менее 2250 учителей. Целевая аудитория будет привлекаться при непосредственном участии партнеров проекта (Государственный центральный музей современной истории России, Городской методический центр Департамента образования г. Москвы, Всероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания» Московское отделение). Участники получат методические материалы и комплект из шести дисков с мультимедийными образовательными программами по новейшему периоду истории России с 1985 г. по настоящее время, подготовленными на основе музейных и архивных коллекций.

Проведение анкетирования среди участников проекта позволит оперативно внести корректировки в методики и образовательные программы. По итогам анкетирования и апробации методик с представителями педагогического сообщества вышеуказанных регионов будет организованы обучающие вебинары для всех субъектов РФ. Их записи будут размещены на Интернет-порталах партнеров проекта (Государственный центральный музей современной истории России, Городской методический центр Департамента образования г. Москвы). Кроме того, по итогам реализации проекта на сайте Государственного центрального музея современной истории России будет создан специальный раздел проекта.